Механическая коробка передач — узел надежный и из строя выходит гораздо реже, чем цилиндро-поршневая группа (ЦПГ). Тем не менее есть множество факторов, на которые необходимо обратить внимание.
1. Механические потери в коробке передач автомобиля.
Они играют значительную роль в ее работе и эффективности. Механические потери возникают из-за различных рабочих процессов, происходящих внутри коробки передач, и приводят к снижению передаваемой мощности от двигателя, что влечет за собой увеличение расхода топлива.
Фото с сайта www.euro-asia.ru
Источниками механических потерь в коробке передач являются следующие факторы:
- Трение в подшипниках. Подшипники используются для поддержки валов и шестерен в коробке передач. Трение между подшипниками и валами/шестернями приводит к потерям энергии;
- Трение в зубчатых передачах. Зубчатые передачи используются для передачи мощности между валами в коробке передач. Трение между зубьями шестерен также приводит к потерям энергии.
- Перемешивание масла. Масло используется для смазки и охлаждения компонентов коробки передач. Перемешивание масла, при вращении шестерен, также приводит к потерям энергии.
- Утечки масла. Утечки масла через уплотнения и прокладки могут привести к его потере и снижению смазочной способности. Недостаток масла увеличивает износ компонентов МКПП и механические потери.
Все перечисленное, в совокупности, приводит к следующим проблемам:
- Снижение передаваемой мощности. Механические потери уменьшают количество мощности, передаваемой от двигателя к колесам. Это приводит к снижению производительности автомобиля и увеличению расхода топлива.
- Перегрев. Механические потери приводят к перегреву коробки передач из-за выделения тепла в результате трения. Перегрев может повредить компоненты коробки передач и сократить срок ее службы.
- Повышенный износ. Механические потери могут привести к повышенному износу компонентов коробки передач из-за увеличения трения и нагрузки на них. Это сокращает срок службы коробки передач и приводит к дорогостоящему ремонту, а порой и к необходимости замены МКПП.
2. Явления непосредственного износа поверхностей в процессе эксплуатации.
Износ поверхностей сопряженных пар трения в КПП так же оказывает влияние на ее работу. В начальной стадии происходит изменение пятна контакта, т.е. точки соприкосновения поверхностей трения, результатом чего является следующее:
- Уменьшение площади пятна контакта. По мере износа зубьев шестерен уменьшается площадь их контакта. Это происходит потому, что износ приводит к образованию ямок и неровностей на поверхности зубьев, что уменьшает площадь фактического контакта между ними.
- Смещение пятна контакта. Износ также может привести к смещению пятна контакта в сторону более слабых участков зубьев. Это происходит потому, что изношенные участки зубьев становятся более податливыми к деформации под нагрузкой, что приводит к смещению пятна контакта в сторону этих участков.
- Изменение формы пятна контакта. По мере износа зубьев, форма пятна контакта может измениться с эллиптической на более прямоугольную. Это происходит потому, что износ приводит к образованию плоских участков на поверхностях зубьев, что изменяет распределение нагрузки и форму пятна контакта.
Изменение пятна контакта при износе шестерен коробки передач приводит к следующим проблемам:
- Повышенный шум и вибрация, по причине неравномерного распределения нагрузки на зубья шестерен.
- Концентрация нагрузки на меньшей площади ускоряет износ зубьев шестерен.
- Потеря эффективности передачи мощности от двигателя, поскольку меньшая площадь контакта означает меньшую передаваемую мощность.
- Износ шестерен при высокой нагрузке может привести к их повреждению, например, к поломке зубьев или заеданию, заклиниванию.
Продолжение процессов износа приводит к увеличению зазоров и снижению точности переключения передач, а затем и к затруднению этого переключения, особенно при переключении на повышенные передачи.
Увеличенные зазоры позволяют шестерням и другим компонентам коробки передач ударяться друг о друга с большей силой. Это приводит к увеличению ударных нагрузок на компоненты и их ускоренному износу. В тяжелых случаях увеличенные зазоры могут привести к повреждению коробки передач, например, к поломке шестерен или валов, выходу из строя подшипников.
Обработка коробки передач составами РВСМАСТЕР для механической трансмиссии еще на той стадии, когда видимых причин и проблем нет, поможет избежать всего вышеописанного.
Применение составов позволит:
- восстановить и увеличить пятна контакта до заводских параметров, что приведет к равномерному распределению нагрузки и снизит механические потери и износ;
- защитить сопряженные поверхности трения от образования каверн и микротрещин;
- облегчить процесс переключения скоростей;
- обеспечить минимальный уровень зазоров между сопряженными парами трения, а в следствии этого значительно снизить, или устранить вовсе, ударные нагрузки;
- уменьшить или полностью устранить шумы от работы КПП;
- снизить, за счет придания поверхностям трения антифрикционных свойств, механические потери, что позволит более полно передавать мощность двигателя на приводные валы, в результате чего увеличится его КПД;
- снизить расход топлива.
Обращаем Ваше внимание, что обработка подшипников КПП возможна только при их нахождении в общей масляной ванне с шестернями коробки передач, и, если они имеют открытую конструкцию. Подшипники закрытого типа не восстанавливаются, в силу их конструктивной особенности, так как масло с активными компонентами состава в них не попадает.
Применяйте наши составы для механической коробки передач, и Вы почувствуете, насколько легче станет движение вашего автомобиля и переключение передач.
RVSMASTER Tr3 – объем масла до 3 литров.
RVSMASTER Tr5 – объем масла до 5 литров.